Как Honda создала 1,5-литровый V12 для Формулы-1

Начало далеко не хорошее. Бакнэм разбился за три круга до финала Нюрбургринга, финишировав девятым. В итоге он занял 13-е место, что является достойным достижением, учитывая квалификацию, в которой он на одну минуту отстает от Джона Суртиса, который управляет Ferrari. В том же году Honda участвовала еще в двух гонках, но не финишировала.
Основатель бренда Соичиро Хонда возлагает большие надежды на RA271. Став первым японским производителем, выигравшим мотоциклетную гонку на острове Мэн в 1961 году, Honda приложила серьезные усилия в автоспорте.
Работа над автомобилем Формулы 1 началась в 1962 году. Его основа во многом идентична Lotus 25 - это можно сказать почти обо всех автомобилях того времени. Настоящая звезда - двигатель.
Работа над ним началась в 1962 году группой инженеров-мотоциклистов под руководством самого Хонды. В 1982 году Хилл отметил, что двигатель основан на двухцилиндровом двигателе объемом 250 куб. См, который использовался в гоночном мотоцикле Honda CR72. Он имеет мощность 41 л.с., имеет четыре клапана и вращает до 12 тысяч оборотов в минуту.
Формула 1 представила формулу 1,5-литрового двигателя в 1961 году, что вынудило поставщиков разрабатывать четырех-, шести- и восьмицилиндровые двигатели. Ferrari экспериментировала с 180-градусным 12-цилиндровым двигателем в 1964 и 1965 годах, но только Honda выбрала V12.
12 цилиндров означают больше сложностей, но более легкий вращающийся двигатель с тем же рабочим объемом и меньшим количеством цилиндров. Ослабление также достигается за счет конструкции с четырьмя клапанами по сравнению с конструкцией с двумя клапанами. Это приводит к более высоким скоростям и, соответственно, большей мощности.
В поперечном двигателе используется коленчатый вал с роликоподшипниками и шестиступенчатая коробка передач. Он раскручивается до 14 000 об / мин, а максимальная мощность составляет 230 л.с. при 11500 об. / мин.
В 1965 году Honda планировала полную атаку Формулы-1, модернизировав двигатель с RA271 до RA272 и наняв Ричи Гинтера для вождения второй машины. Его инженеры разрабатывали двигатель в течение всего сезона. Хилл отмечает кое-что запоминающееся: «Интересной и современной модификацией стала попытка расширить диапазон мощности двигателя. Хонда установила двигатель в виде трех отдельных четырехцилиндровых блоков, установленных рядом друг с другом. Каждый был настроен на развитие максимальной мощности в дополнительных диапазонах оборотов. Инженеры даже использовали всасывающие каналы разной длины, индивидуальные профили распределительных валов и разное время зажигания для каждого из трех «двигателей».
Гинтер добавил: «В какой-то момент нам потребовалась замена распредвалов. Инженеры позвонили ночью из Амстердама в Токио. Я лег спать, пока они разговаривали, спал и проснулся на следующее утро, а они все еще говорили. Это было не единственное. Валы получили через неделю, но Хонда прислала не только его, но и весь двигатель. Не желая отправлять его на грузовике, он прислал человека с билетом на самолет. Мужчина взял двигатель в качестве личного багажа и заплатил за лишний багаж, потому что Honda решила, что это самый быстрый и безопасный способ добраться.
Несмотря на упорный труд, успеха не приходит. Лучшим рейтингом для команды в 1965 году было шестое место до последнего старта в Мексике. гонка проходит на высотной трассе, что помогает Honda, поскольку двигатель инжекторный. В этой гонке RA272 оснащен ручным регулированием состава смеси, а в этой гонке регулировка производилась на максимально богатую смесь.
Гинтер вспоминает: «Мой старт не был идеальным. Когда я отпустил сцепление, скорость начала падать, и мне пришлось слегка нажать на сцепление, чтобы повернуть и поднять скорость. Дэн Герни и Джим Кларк, стоявшие передо мной, уже ушли. Когда я нажал на сцепление, машина завелась как драгстер. Я был настолько уверен, что был быстрее их, что сразу оказался между ними на полном газу. Когда я их догнал, я им улыбнулся. Я никогда такого не видел. На выходе из второго поворота в моих зеркалах никого не было.
Гинтер выиграл гонку, лидировав с самого старта, и, таким образом, одержал первую победу для команды Honda в Формуле 1. Результат впечатляет, особенно если учесть тот факт, что с момента поражения Японии во Второй мировой войне прошло всего два десятилетия, а компания - продала свою первую машину двумя годами ранее.
Honda не изменила статус-кво в Формуле-1, как предсказывал Хилл, и в 1968 году отказалась от участия, одержав еще одну победу. Но современный 1,5-литровый V12 предполагает будущее доминирование двигателей марки, которыми оснащались все победители в конструкторах с 1986 по 1991 год.
И никто не забудет пронзительный крик первого двигателя.