Как Honda создала 1,5-литровый V12 для Формулы-1
Первое участие Honda в Формуле 1 началось не так просто. «Они были известны своим пронзительным криком, который может исходить только от небольшого объема V12», - написал Фил Хилл в июле 1982 года в журнале Road & Track. Хилл присутствовал на первой гонке Формулы-1 бренда, старте Гран-при Германии в 1964 году, где он выступал за Купера. За рулем автомобиля Honda RA271 находится американский новичок Ронни Бакнэм.
Начало далеко не хорошее. Бакнэм разбился за три круга до финала Нюрбургринга, финишировав девятым. В итоге он занял 13-е место, что является достойным достижением, учитывая квалификацию, в которой он на одну минуту отстает от Джона Суртиса, который управляет Ferrari. В том же году Honda участвовала еще в двух гонках, но не финишировала.
Основатель бренда Соичиро Хонда возлагает большие надежды на RA271. Став первым японским производителем, выигравшим мотоциклетную гонку на острове Мэн в 1961 году, Honda приложила серьезные усилия в автоспорте.
Работа над автомобилем Формулы 1 началась в 1962 году. Его основа во многом идентична Lotus 25 - это можно сказать почти обо всех автомобилях того времени. Настоящая звезда - двигатель.
Работа над ним началась в 1962 году группой инженеров-мотоциклистов под руководством самого Хонды. В 1982 году Хилл отметил, что двигатель основан на двухцилиндровом двигателе объемом 250 куб. См, который использовался в гоночном мотоцикле Honda CR72. Он имеет мощность 41 л.с., имеет четыре клапана и вращает до 12 тысяч оборотов в минуту.
Формула 1 представила формулу 1,5-литрового двигателя в 1961 году, что вынудило поставщиков разрабатывать четырех-, шести- и восьмицилиндровые двигатели. Ferrari экспериментировала с 180-градусным 12-цилиндровым двигателем в 1964 и 1965 годах, но только Honda выбрала V12.
12 цилиндров означают больше сложностей, но более легкий вращающийся двигатель с тем же рабочим объемом и меньшим количеством цилиндров. Ослабление также достигается за счет конструкции с четырьмя клапанами по сравнению с конструкцией с двумя клапанами. Это приводит к более высоким скоростям и, соответственно, большей мощности.
В поперечном двигателе используется коленчатый вал с роликоподшипниками и шестиступенчатая коробка передач. Он раскручивается до 14 000 об / мин, а максимальная мощность составляет 230 л.с. при 11500 об. / мин.
В 1965 году Honda планировала полную атаку Формулы-1, модернизировав двигатель с RA271 до RA272 и наняв Ричи Гинтера для вождения второй машины. Его инженеры разрабатывали двигатель в течение всего сезона. Хилл отмечает кое-что запоминающееся: «Интересной и современной модификацией стала попытка расширить диапазон мощности двигателя. Хонда установила двигатель в виде трех отдельных четырехцилиндровых блоков, установленных рядом друг с другом. Каждый был настроен на развитие максимальной мощности в дополнительных диапазонах оборотов. Инженеры даже использовали всасывающие каналы разной длины, индивидуальные профили распределительных валов и разное время зажигания для каждого из трех «двигателей».
Гинтер добавил: «В какой-то момент нам потребовалась замена распредвалов. Инженеры позвонили ночью из Амстердама в Токио. Я лег спать, пока они разговаривали, спал и проснулся на следующее утро, а они все еще говорили. Это было не единственное. Валы получили через неделю, но Хонда прислала не только его, но и весь двигатель. Не желая отправлять его на грузовике, он прислал человека с билетом на самолет. Мужчина взял двигатель в качестве личного багажа и заплатил за лишний багаж, потому что Honda решила, что это самый быстрый и безопасный способ добраться.
Несмотря на упорный труд, успеха не приходит. Лучшим рейтингом для команды в 1965 году было шестое место до последнего старта в Мексике. гонка проходит на высотной трассе, что помогает Honda, поскольку двигатель инжекторный. В этой гонке RA272 оснащен ручным регулированием состава смеси, а в этой гонке регулировка производилась на максимально богатую смесь.
Гинтер вспоминает: «Мой старт не был идеальным. Когда я отпустил сцепление, скорость начала падать, и мне пришлось слегка нажать на сцепление, чтобы повернуть и поднять скорость. Дэн Герни и Джим Кларк, стоявшие передо мной, уже ушли. Когда я нажал на сцепление, машина завелась как драгстер. Я был настолько уверен, что был быстрее их, что сразу оказался между ними на полном газу. Когда я их догнал, я им улыбнулся. Я никогда такого не видел. На выходе из второго поворота в моих зеркалах никого не было.
Гинтер выиграл гонку, лидировав с самого старта, и, таким образом, одержал первую победу для команды Honda в Формуле 1. Результат впечатляет, особенно если учесть тот факт, что с момента поражения Японии во Второй мировой войне прошло всего два десятилетия, а компания - продала свою первую машину двумя годами ранее.
Honda не изменила статус-кво в Формуле-1, как предсказывал Хилл, и в 1968 году отказалась от участия, одержав еще одну победу. Но современный 1,5-литровый V12 предполагает будущее доминирование двигателей марки, которыми оснащались все победители в конструкторах с 1986 по 1991 год.
И никто не забудет пронзительный крик первого двигателя.
Начало далеко не хорошее. Бакнэм разбился за три круга до финала Нюрбургринга, финишировав девятым. В итоге он занял 13-е место, что является достойным достижением, учитывая квалификацию, в которой он на одну минуту отстает от Джона Суртиса, который управляет Ferrari. В том же году Honda участвовала еще в двух гонках, но не финишировала.
Основатель бренда Соичиро Хонда возлагает большие надежды на RA271. Став первым японским производителем, выигравшим мотоциклетную гонку на острове Мэн в 1961 году, Honda приложила серьезные усилия в автоспорте.
Работа над автомобилем Формулы 1 началась в 1962 году. Его основа во многом идентична Lotus 25 - это можно сказать почти обо всех автомобилях того времени. Настоящая звезда - двигатель.
Работа над ним началась в 1962 году группой инженеров-мотоциклистов под руководством самого Хонды. В 1982 году Хилл отметил, что двигатель основан на двухцилиндровом двигателе объемом 250 куб. См, который использовался в гоночном мотоцикле Honda CR72. Он имеет мощность 41 л.с., имеет четыре клапана и вращает до 12 тысяч оборотов в минуту.
Формула 1 представила формулу 1,5-литрового двигателя в 1961 году, что вынудило поставщиков разрабатывать четырех-, шести- и восьмицилиндровые двигатели. Ferrari экспериментировала с 180-градусным 12-цилиндровым двигателем в 1964 и 1965 годах, но только Honda выбрала V12.
12 цилиндров означают больше сложностей, но более легкий вращающийся двигатель с тем же рабочим объемом и меньшим количеством цилиндров. Ослабление также достигается за счет конструкции с четырьмя клапанами по сравнению с конструкцией с двумя клапанами. Это приводит к более высоким скоростям и, соответственно, большей мощности.
В поперечном двигателе используется коленчатый вал с роликоподшипниками и шестиступенчатая коробка передач. Он раскручивается до 14 000 об / мин, а максимальная мощность составляет 230 л.с. при 11500 об. / мин.
В 1965 году Honda планировала полную атаку Формулы-1, модернизировав двигатель с RA271 до RA272 и наняв Ричи Гинтера для вождения второй машины. Его инженеры разрабатывали двигатель в течение всего сезона. Хилл отмечает кое-что запоминающееся: «Интересной и современной модификацией стала попытка расширить диапазон мощности двигателя. Хонда установила двигатель в виде трех отдельных четырехцилиндровых блоков, установленных рядом друг с другом. Каждый был настроен на развитие максимальной мощности в дополнительных диапазонах оборотов. Инженеры даже использовали всасывающие каналы разной длины, индивидуальные профили распределительных валов и разное время зажигания для каждого из трех «двигателей».
Гинтер добавил: «В какой-то момент нам потребовалась замена распредвалов. Инженеры позвонили ночью из Амстердама в Токио. Я лег спать, пока они разговаривали, спал и проснулся на следующее утро, а они все еще говорили. Это было не единственное. Валы получили через неделю, но Хонда прислала не только его, но и весь двигатель. Не желая отправлять его на грузовике, он прислал человека с билетом на самолет. Мужчина взял двигатель в качестве личного багажа и заплатил за лишний багаж, потому что Honda решила, что это самый быстрый и безопасный способ добраться.
Несмотря на упорный труд, успеха не приходит. Лучшим рейтингом для команды в 1965 году было шестое место до последнего старта в Мексике. гонка проходит на высотной трассе, что помогает Honda, поскольку двигатель инжекторный. В этой гонке RA272 оснащен ручным регулированием состава смеси, а в этой гонке регулировка производилась на максимально богатую смесь.
Гинтер вспоминает: «Мой старт не был идеальным. Когда я отпустил сцепление, скорость начала падать, и мне пришлось слегка нажать на сцепление, чтобы повернуть и поднять скорость. Дэн Герни и Джим Кларк, стоявшие передо мной, уже ушли. Когда я нажал на сцепление, машина завелась как драгстер. Я был настолько уверен, что был быстрее их, что сразу оказался между ними на полном газу. Когда я их догнал, я им улыбнулся. Я никогда такого не видел. На выходе из второго поворота в моих зеркалах никого не было.
Гинтер выиграл гонку, лидировав с самого старта, и, таким образом, одержал первую победу для команды Honda в Формуле 1. Результат впечатляет, особенно если учесть тот факт, что с момента поражения Японии во Второй мировой войне прошло всего два десятилетия, а компания - продала свою первую машину двумя годами ранее.
Honda не изменила статус-кво в Формуле-1, как предсказывал Хилл, и в 1968 году отказалась от участия, одержав еще одну победу. Но современный 1,5-литровый V12 предполагает будущее доминирование двигателей марки, которыми оснащались все победители в конструкторах с 1986 по 1991 год.
И никто не забудет пронзительный крик первого двигателя.